ЗАКАЗ БИЛЕТОВ

МЕЛ-ь-ница


Рецензия на спектакль театра «Игроки»

Ж.-П.Сартр

«За закрытой дверью»

Там за гранью жизни. В поисках выхода.


«А где же кол, жаровни, медные воронки?» — почти радостно восклицает журналист Жозеф Гарсэн (Засл. артист России Андрей Соколов). Перед зрителями — типичная французская гостиная средней руки с бронзовой статуэткой посреди комнаты. Ничто здесь не предвещает драмы, жизненного кризиса или конфликта. Настораживают лишь абстрактные рассуждения героя о ненужности зубной щетки, зеркал и… сна. Появление Инэс Серане (актриса Наталья Петрова), соседки Гарсэна по «камере», служит тоже будто предисловием к действию. В их диалоге скользит тема обреченности, тщетности надежд и безвыходности. Вулыарная девка и галантный джентльмен с вежливостью на двоих, вражда между которыми неизбежно воцаряется с первой же минуты знакомства. Напряженную обстановку ничуть не разряжает и красавица Эстель Риге (3асл. артистка России Ирина Алферова). Разве что ее реплики вносят некоторую ясность в наше представление о том мечте, где находятся все три героя.

Проблема свободы в театре Ж.-П. Сартра в острой форме проявляется в отношениях палача-жертвы, жестокость которых притягивала философа, драматурга как крайний случай «несвободы», т. е. «нечистой совести». Фантастическая ситуация замкнутого круга несвободных людей, не желающих разорвать его — истинное воплощение ада. Каждый их трех персонажей совершил в прошлом немало отталкивающего, за что обречен на порицание «других». И эта казнь похуже всякого телесного наказания, терзающая не плоть, а душу. От нее нет избавленья через быструю сладостную смерть, ведь герои уже мертвы. Они лишь только тени живых, запертые «за за крытой дверью».

«Ты всегда будешь на меня смотреть?.. Нет даже нужды в решетках — ад — это другие.» — почти под занавес заключает Гарсэн, одновременно вынося приговор собравшемуся обществу и практически вслепую нащупывая возможность преододения этой драмы через движение личности к свободе. Католические круги слишком буквально поняли эту фразу, распространив ее положение на понимание Сартром человеческих отношение вообще. Отчего несчастному писателю приходилось неоднократно объяснять свою позицию: «Многие люди как бы покрыты коркой привычек, обычаев, чужих o них суждениях, причиняющих им страдания, но которые они не стрямятся изменить. Это подобие смери заживо. Каков бы ни был круг ада, в котором мы живем, я думаю, что мы свободны его разрушить».

Впервые пьеса была показана 27 мая 1944 го да на сцене одного из известных театров Франции «Вье коломбье». Она имела огромный успех и обошла не только парижские сцены, «Ты всегда будешь на меня смотреть?.. Нет даже нужды в решетках — ад — это Другие.» но и сцены других стран и городов. Миновало уже более половины века — интерес к Сартру не ослабевает. Говорят, что Сартр сейчас в моде, a высказанная пара фраз o «классике французского экзистенциализма»считается признаком хорошего вкуса. Так оно или иначе, судить вам. Однако популярность спектакля «За закрытой дверью» в постановке театра «Игроки» налицо — третий сезон его не снимают со сцены. Великолепная игра актеров в союзе c бессметрными идеями Сартра, одного из создателей интеллектуального театра, ищущего путей раскрепощения человека, притягивает зрителя, завораживает его.


Марианна Власова

Постановка А. Мохов
Режиссер-постановщик P. Саркисов
Композитор C. Шустицкий
Художник B. Ежиков

Спектакль идет в Московском театре Гоголя